Что
читать ребенку?
Второго года жизни
На втором году происходит встреча малыша со своей
первой книжкой. Сделайте так, чтобы это событие было ярким и запоминающимся,
чтобы книжка стала любимой и желанной игрушкой малыша.
Первые книжки и должны быть книжками-игрушками, с
крупными красочными картинками: минимум текста, только подписи к картинкам.
Смотрите с малышом картинки, читайте подписи к ним.
Первыми книжками для чтения должны стать народные
потешки. Ребёнку легче воспринять именно данные тексты, ведь многие песенки он
уже слышал от мамы в устном исполнении. В текстах потешек много слов,
приближенных к детской речи: «киса», «зайка», «петя» (петушок), что
облегчает понимание текста ребёнком. Большинство потешек построены в форме
диалогов, этим они близки к разговорной речи, более
лёгкой для восприятия. Потешки содержат много повторов, что улучшает их
понимание.
Ещё одно важное качество потешек – наличие большого
количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию
чувства ритма, развитию фонематического слуха. Стихи с такой рифмовкой легче
запоминаются и, таким образом, легче закрепляются конкретные грамматические
формы, на которые падает ударение. Словом, потешки – это готовые образцы речи,
доступные детям и помогающие развитию
речи.
Третьего года жизни
В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно входит в
число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожей
на игрушку: объёмная (книга – панорама) раскладушка, большого формата, с
крупными красочными картинками. Привлечь ребёнка к книжке, привить любовь к
слушанию – главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в
будущем пытливым, внимательным читателем, или он так и проживёт без книг, без
их мудрости.
Важно, что читать малышу: обязательно народные
сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут показаться скучными,
а ребёнку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику,
запомнил грамматические формы).
Как раз по возрасту стихотворные сказки
К.И.Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Муха – цокотуха»,
«Тараканище», «Телефон».
Нравятся детям стихи С.Я.Маршака: «Дама сдавала в
багаж», «Вот какой рассеянный», переводы английских народных песенок.
Кто-то уже будет готов слушать стихи о природе
русских поэтов – классиков. Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные
тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают
внимание детей к звучанию слов; ударные рифмы помогают усвоить те или иные
грамматические формы, не говоря уже о той огромной роли высокохудожественных
текстов, которую они играют в формировании вкуса и чувства слова у будущих
читателей.
Четвёртого года жизни
К четырём годам ребёнок уже способен пересказать
знакомую сказку, конечно, в том случае, если ему с раннего детства
систематически рассказывали или читали сказки, рассказы, стихи, учили следить
за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы. Затем можно
попробовать так называемый совместный пересказ, когда взрослый, рассказывая
сказку, побуждает ребёнка произносить отдельные слова и предложения.
Какие сказки доступны в четырёхлетнем возрасте для
драматизации? Это «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и волк», а также «Три
поросёнка» Михалкова, «Заяц – хваста», «Теремок», «Лиса и заяц», «Репка»,
«Соломенный бычок – смоляной бочок» (белорусская народная сказка), «Волк и
козлята», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой».
Родителям
нужно понять одно очень важное правило при выборе книг для чтения:
своевременность той или иной сказки. Плохо не только слишком рано знакомить
ребёнка со сказкой (когда он ещё её не понимает), но и слишком поздно (когда
она ему уже не интересна). Важно соблюдать постепенность в чтении. Волшебные
сказки со сложным фантастическим сюжетом ещё не доступны четырёхлетнему
ребёнку, а «Курочку Рябу», «Колобок» лучше прочесть двухлетнему. Каждой сказке
– свой возраст. Это же правило касается и зарубежных сказок, но предпочтение стоит
отдавать своим, как более понятным. Впрочем, сказки о животных других стран так
же понятны малышу, как и русские народные.
Пятого года жизни
Возросшим познавательным потребностям детей должен
соответствовать и круг чтения: кроме сказок, которые усложняются (появляются
волшебные сказки, сказки А.С.Пушкина, В.А.Жуковского), детям читают рассказы
К.Д.Ушинского, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, книги познавательной направленности
Н.Сладкова, В.Бианки, Ю.Дмитриева и других писателей. К стихам и сказкам
К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто добавляются стихотворные произведения
В.Маяковского, Б.Заходера. В 5 лет дети в состоянии воспринимать прекрасные
стихи о природе А.С.Пушкина, А.Н.Майкова, Ф.И.Тютчева.
Можно пробовать читать тексты большого объёма,
которые не прочтёшь за один раз. Чтение с продолжением очень полезно, возможно,
оно перерастёт в традицию семейного чтения по вечерам.
Чтобы приучить ребёнка к слушанию книг, не надо
развивать у него пагубной привычки бесконтрольно смотреть телевизионные
передачи. Телевизор нужно смотреть как можно реже, а лучше детям до 5 лет его
не смотреть совсем.
/konsyltacii/chto_chitat_detjam.doc
|