Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.05.2024
07:14
Приветствую Вас Гость | RSS

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ

УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

МАКАРОВОЙ

НАТАЛЬИ ВИКТОРОВНЫ




Для родителей [3]


  
Главная » 2012 » Май » 16 » Если малыш не говорит, или барьеры на пути овладения родным языком
11:59
Если малыш не говорит, или барьеры на пути овладения родным языком
 Самым первым и, пожалуй, самым трудным барьером будет способность и желание родителей "увидеть" проблему. Особенно, если родители работают с утра до ночи и воспитанием ребенка занимаются бабушка или няня.

Барьер второй. Всё чаще закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка. И это не удивительно, ведь сверстники уже говорят слова и фразы, а Ваш малыш молчит или в лучшем случае лепечет, что-то на ему одному понятном языке. Вот тут-то и найдутся доброжелатели, которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда "всё само пройдёт". Не пройдёт! Во всяком случае, бесследно. Что делать? Конечно, не слушать подобных советов, а обратиться за помощью к специалистам. Здесь, возможно, будет поджидать третий барьер в виде нежелания самого "специалиста" заниматься с Вашим ребенком. "Приходите, когда исполнится 3 года, а лучше 5. Вот тогда мы будет заниматься, а пока он ещё маленький" - типичные ответы в подобных случаях. Запомните простую истину - чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным является период от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Признаки благополучного развития речи у ребенка

• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

• Ребенок развивается с задержкой.

• Ребенок перенес тяжелые заболевания.

• У ребенка есть неврологические заболевания.

• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

• Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).

• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.

• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит Вашему ребенку необходима помощь!

Почему у ребенка речь формируется с задержкой?

Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Четвертый барьер - неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором - незачем, все и так будет сделано вовремя. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Барьер пятый - несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания. Такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста. Коррекция занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Барьер шестой - стойкий речевой негативизм. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его "на вкус", и больше его не повторяет в течение месяцев. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, требуют, в конце концов, наказывают. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.

Если, вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "скажи" и "повтори" хотя бы на первое время!

Барьер седьмой - отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте, что приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность "совпасть" с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Дорогу осилит идущий…

Категория: Для родителей | Просмотров: 416 | Добавил: smali_natali | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031


  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz